Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ПОКРОВСКАЯ М.В. ИHЖЕHЕРHАЯ ГРАФИКА ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ


Главная  →  Публикации  →  Материалы международной конференции  →  Покровская М.В. Инженерная графика Леонардо да Винчи

Линия и буква — две вечные соперницы в стремлении человека выразить творческую мысль, отобразить в рисунках или словах мир реальный и мир идей. Леонардо да Винчи — ученый в искусстве, изобретатель и художник-дизайнер в технике утверждал примат линии: "О писатель! Какими словами опишешь ты целостную фигуру с тем же совершенством, как это делает здесь рисунок?" Рисунок, научно точный, инженерно рациональный, художественно совершенный, был рабочим инструментом великого Мастера.

    По свидетельству Вазари, Леонардо "...ежедневно делал модели и чертежи.., ибо его мозг никогда не прекращал своих выдумок". Фантастическое число рисунков, чертежей, зарисовок — "выдумок" в области инженерного искусства разбросано по полям или вкраплено в тексты его научно-технических дневников, уникальных не только по особой манере их исполнения, по многослойности затрагиваемых проблем, но и по их философскому осмыслению, созвучному идеологии современного инжиниринга.

    Инженерная графика Леонардо да Винчи являет собой энциклопедию его технического творчества, в которой на стержень каждой буквы алфавита может быть нанизан каскад иллюстраций. В русле выбранной темы представляет интерес их структурирование в группы, отражающие навыки его научно-инженерного мышления, предвосхищающего методологию современной проектной деятельности: зарисовки механизмов, уже существовавших в то время; изображения механизмов, усовершенствованных путем введения новых элементов и их комбинаций; проекты оригинальных конструкций, основанных на его гениальных озарениях; зарисовки наблюдений над природными формами, явлениями и процессами, изучение которых давало пищу для создания их инженерных аналогов; рисунки, иллюстрировавшие исследования в области механики, оптики, гидравлики; чертежи технологических приспособлений и приборов для проведения экспериментов.

    Инженерная графика Леонардо да Винчи — блистательный учебник графического мастерства: "...старайся прежде всего рисунком передать в ясной форме намерение и изобретение, заранее созданное в твоем воображении". "Saper vedere" — острое и вдумчивое наблюдение, доскональное запоминание, воображение, искусное изображение — вот точки опоры творческой стратегии Леонардо. Ему это было даровано от природы. Тем же, кто пожелал бы развить эти качества, он давал наставления, как развить "побуждение ума к разнообразным изобретениям".

    Тонко чувствуя красоту технических форм, Леонардо достигал точности передачи замысла и поразительного эффекта отображения трехмерного пространства разнообразными графическими приемами. Наиболее часто он давал наглядные изображения в линейной перспективе, в дополнение к этому, подчеркивая изобразительную роль "трех перспектив": "...истинное познание формы какого-либо тела получится из рассмотрения его с разных. точек зрения". В его графике просматриваются прообразы современных чертежей деталей с продольными и поперечными разрезами, сборочных чертежей, кинематических и гидравлических схем.

    Строкой поэмы звучит наставление Мастера относительно техники рисунка: "...и руки эти столь искусны, что в нужный момент творят гармонию пропорций, которую взгляд воспринимает как саму реальность". Он не пользовался чертежными инструментами, рисуя как левой, так и правой рукой мелками, свинцовым карандашом, пером и чернилами. ´ И если художников он убеждал: "Не очерчивай границы вещей", то в его инженерной графике именно линия играла главную роль. Иногда она была стремительно небрежна, чаще — безукоризненно точна, лишь утолщением или штриховкой передавая ощущение объема.

    Уроки Мастера актуальны в сегодняшнем мире все уплотняющегося потока информации, когда возрастает востребованность ее наглядно-образного представления. Новые информационные технологии стремительно расширяют палитру графических возможностей. Владение теорией и практикой языка графики — наглядного, точного, лаконичного, является одной из составляющих профессиональной культуры современного инженера.

    Кризисный, динамичный XXI век предъявляет свои требования к облику инженера как творца "мира второй природы". Это профессиональная и этическая компетентность, способность к системному мышлению, понимание взаимосвязи эко-, техно- и ноосферы, прогнозирование последствий своей профессиональной деятельности. Вглядываясь сквозь "sfumato" пяти веков в загадочный и трагичный образ Леонардо да Винчи, с почтительным пиэтетом осознаешь, что этот кодекс уже был реализован им как Личностью и Профессионалом.

    В каждом заложено зерно творчества. Не каждому дано раскрыть и реализовать свое многогранное "Я". Поэтому так важны сейчас заветы великого Мастера, одним из которых был: "Я хочу создавать чудеса".




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ