Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


3


Главная  →  Публикации  →  Проблемные статьи  →  Крылов В. В. Истоки нейрохирургической анатомии в рисунках и записях Леонардо да Винчи. - НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, Москва, 2001  →  3

На одном из рисунков с большой точностью воспроизведена топография черепных ямок (рис. 4). В области передней черепной ямки изображены crista frontalis, for. cecum, lamina cribrosa, crista galli, can. opticus с проходящими зрительными нервами и хиазмой. В топографии средней черепной ямки представлены fissura orbitalis sup. с проходящим через нее п. oculomotorius, for. rotundum и for. ovale с проходящими через них II и III ветвями п. trigemini, for. spinosum с выходящей ветвью средней оболочечной артерии. Изображены передние и задние наклоненные отростки os sphenoidale, а также impressio trigemini, eminentia arcuata и sulcus sinus petrosi superioris os temporale. При изображении задней черепной ямки Леонардо да Винчи выделил canalis hypoglossi, for. jugulare, poros acusticus internus, for. mastoideum sulcus sinus sigmoidei, for. magnum. Точно воспроизведена птериональная "перспектива" (рис. 4). Этот рисунок, сделанный в 1489 г., - один из первых в эпоху средневековья, на котором с особой точностью и тщательностью воспроизведена топография основания черепа. Имеются зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа.
Под рисунками запись Леонардо да Винчи, сделанная справа налево, буквы его были перевернуты, поэтому прочитать текст можно было только через зеркало. Ответ на вопрос, почему Леонардо да Винчи записывал таким образом, открывает важные черты его характера и манеру поведения. Вероятно, использованный стиль письма был связан или с боязнью быть разоблаченным и наказанным церковью, или стремлением защитить научные догадки. Может быть, это объясняется и его склонностью к отшельничеству, нежеланием, чтобы кто-либо применял его идеи на практике. Замкнутостью характера объясняет причину его неуспеха как ученого Роберт Уоллэйс, большой знаток жизни и творчества Леонардо да Винчи, - достижения научного ума оцениваются практическими результатами, а склонный к одиночеству Леонардо да Винчи вступал в те отношения с миром, которые считал необходимыми, и чаще всего предпочитал оставаться в одиночестве. Однако не исключено, что изменение формы письма объясняется просто - Леонардо был левшой и разработанная им форма письма была наиболее удобна для него.
Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Martin Clayton (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок:
- I желудочек - воспринимающая способность (impressiva), интеллект (intelleto);
- II желудочек - (senso commune), воля (volunta);
- III желудочек - память (memoria).
Оба боковых желудочка Леонардо считал за один и называл impressiva, третий - sensus commune, четвертый - memoria. Когда Леонардо перешел к представлению о парности желудочков - неясно. До него обычно изображались три расположенных друг за другом желудочка. Сосудистое сплетение ("червяк мозга") в модели желудочков у Леонардо функционирует как естественный анатомический регулятор мозговой связи (регулирует отток цереброспинальной жидкости, изменяя размер отверстия Монро и сильвиева водопровода).
Вместилище общих чувств располагается в месте конвергенции чувствительных нервов на основании черепа, являясь промежуточным звеном между окружающим миром и разумом. По мнению Леонардо, вместилище общих чувств (senso commune) было центром человеческого бытия. Этот центр располагался в точке пересечения диагоналей (рис. 4).

Рис. 4. Череп в горизонтальной плоскости



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ