Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


7


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  7

Любящий движется любимой вещью, как ощущение ощущаемым, и с собой объединяет и становится вещью единой. Если любимая вещь презренна, любящий делает себя презренным; когда присоединенная вещь к лицу то­му, кто соединен с ней, он радуется и получает удовольствие и удовлетворение; когда любящий соединен с любимым, он покоен; когда груз лежит, он покоен. Вещь, будучи познана, пребывает с интеллектом нашим.Единственно надежная для перемещения тяжестей до­рога в Милане — это опоясывающий город канал. От Кор­те Веккио до пристани у церкви св. Стефана не так дале­ко, тогда как к Замку канал подступает вплотную.— На пристань у святого Стефана Коня можно перенести, передавая с рук на руки: так поступают при пожаре, доставляя ведра с водою для тушения огня.Изумившись, ученики спросили Мастера, как это воз­можно себе представить; Леонардо расстелил на верстаке лист бумаги и, не пользуясь чертежным инструментом, но в согласии с правилами перспективы, с замечательным правдоподобием и быстротой нарисовал арки, сложенные из деревянных брусьев, между которыми наклонно протянут канат. К канату на блоках он подвесил Коня. Подтянутый к верхней перекладине, Конь собственным весом продвинется к следующей арке, при этом, опу­стившись примерно па треть высоты; затем его снова под­тянут к верхней перекладине, он соскользнет и так далее. Оказавшись над пристанью, Чудовище опустится на па­лубу баржи.Когда государственному казначею мессеру Гуальтиеро стало известно о замысле Мастера, он, докладывая Моро, со злобой сказал:— Не выросли еще деревья, из которых будут построены ар, арки, придуманные флорентийцем.Тем временем надобность в арках отпала, поскольку Леонардо, следуя природе, которая, как он выражается, действует кратчайшим путем, изменил свое намерение, решившись использовать для своей цели надвратную башню, охраняющую замок и выстроенную тремя десятиле­тиями прежде флорентийцем Филарете, — это с одной стороны, а со стороны Корте Веккио — башню св. Готтарда, возведенную еще прежде того на три столетия неизвестно каким архитектором. Поскольку хорда — или прямой путь от Корте Веккио к замку — непременно ко­роче дуги, то есть соответствующего отрезка канала, Конь понесется по небосводу кратчайшим путем и без посред­ников, подобно коням Аполлона или крылатому Пегасу, если, понятное дело, заостренная в виде рыболовного крючка оконечность какого-нибудь готического зда­ния не пропорет ему брюхо или не возникнет другое пре­пятствие.Спустя три месяца — наступил обычно теплый в Ломбардии октябрь — посланный канцелярией служащий об­наружил посреди двора устройство или модель, которую из-за ее нарочитой простоты лучше назвать моделью мо­дели. А именно: через укрепленные на расстоянии один от другого два столбика перекинута проволока, на кото­рую действуют различные между собою грузы: два больших подвешены на ее концах, а значительно меньший третий груз подвешен посредине. Однако разница тяжес­тей не так велика, чтобы отчасти провисшая под дейст­вием малого груза проволока от этого выпрямилась; ког­да же Мастер с всевозможной учтивостью спрашивал по­сланного из канцелярии, каким образом тот посоветовал бы ему выпрямить проволоку, посланец сказал, что ниче­го нету проще и надо с обоих концов подвесить грузы по­тяжелее.— Даже если подвесить грузы величиною и тяжестью с башню святого Готтарда, — сказал Леонардо со сме­хом, — проволоку не удастся выпрямить из-за того, что она порвется до этого.— Надо взять крепкую проволоку, — возразил по­сланный довольно угрюмо, так как подумал, что над ним потешаются.— Указанной цели невозможно будет достичь, даже если проволока окажется прочнее пятидесяти корабель­ных канатов, поскольку для этого надобны бесконечной тяжести грузы, — пояснил Леонардо.— Как это понять — бесконечной? — спросил по­сланный от канцелярии, но Мастер не стал ему отвечать, не рассчитывая, что тот имеет необходимое для подобной дискуссии воображение. Сам же он, если где-нибудь по­дозревал бесконечность, воодушевлялся, и ноздри его тре­петали как у собаки.Однако каким именно образом опыты, хотя бы согласные с наклонностями испытателя, способствуют его практической цели, бывает трудно понять. Да и кому та­кое понимание надобно? Выслушав подробный рассказ своего посланного, мессер Гуальтиеро, враждебность ко­торого к Мастеру представляется таинственной и непости­жимой, сказал:— Нет человека, чьи способности были бы большими; однако же дело, как я смотрю, не подвинется, если даже Коня во все эти теории.Также и молодые люди, сотрудничавшие с Леонардо, ему помогая и у него учась, в силу своего разумения рассуждали, почему усилия Мастера другой раз растекаются из полноводного русла на множество ручейков и цель из-за этого отдаляется. Ученик, всегда недовольный и хму­рый, полагающий, будто бы не получает от Мастера пол­ностью все, на что может рассчитывать, имея в виду его исключительную репутацию, однажды сказал:— Кто, намеренный приступить к живописи, растирая краски механическими жерновами, еще отвлекается, чтобы размышлять о причинах движения воды, и после о том, откуда она приходит, и как оказывается на возвы­шенности, тот впоследствии будет вынужден оправды­ваться перед заказчиком за свою медленность.Другой на это ему отвечал:— Никто не трудится столько, отказываясь от необ­ходимого каждому человеку отдыха и каких бы ни было удовольствий. Но разве в евангелиях повествование не на­чинается от Адама, чтобы только затем сосредоточиться на речах и поступках Спасителя?

Сравнительно с его собеседником, которого звали Мар­ко д'0джоне по его происхождению из местечка у Ниж­них озер, имевший богатых родителей Джованни Больтраффио получил хорошее воспитание и аргументировал более остроумно. Но и тот полностью не представлял, ка­кой глубины достигают размышления Мастера, жестоко взволнованного намерением Моро передвинуть Коня к сроку императорской свадьбы.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ